Во Львове экспонируют «Гуцульскую Богоматерь»

У Львові експонують «Гуцульську Богоматір»

Выставка триптиха Казимира Сихульського продлится в Музее Иоанна Георга Пинзеля на площади Мытной до 15 апреля.

Во Львове экспонируют «Гуцульскую Богоматерь» Казимира Сихульського. Его триптих выставили в Музее Иоанна Георга Пинзеля, и это продолжение традиции экспонирования одной картины, которую ее практикует Львовская национальная галерея искусств имени Бориса Возницкого.

Казимир Сіхульський (1879-1942) – один из самых известных художников-кукольников польского происхождения, который широко применял в своем творчестве гуцульскую тематику. Художественной науки он учился в Краковской Академии изобразительного искусства. Обучался у Йозефа Мехоффера, Леона Вічолковського и Станислава Выспянского.

Учился также в Вене, Мюнхене, Дрездене, Флоренции и Париже. В 1920-1930 годах был профессором Промышленной школы во Львове, а впоследствии, в течение девяти лет, – профессором Академии изобразительных искусств в Кракове.

Прибегал к живописи и графики. Любил жанр карикатуры. На позднем этапе художественной карьеры отдавал предпочтение сильно стилизованным религиозным и символическим композициям. На протяжении 1910-1930-х годов гуцульские полотна-поэмы Казимира Сихульського экспонировались почти на всех значительных мировых художественных выставках в Германии, Австрии, Италии, Нидерландах, Бельгии, Финляндии и США.

Искусствоведы отмечают, что Сіхульський всегда тяготел к проявлениям искренних чувств, наснажуючись размышлениями о действительность и красоту – человеческую и природы. Поэтому в центре внимания художника постоянно была человек с его заботами, мечтами, радостями и печалями, а обыденное время приобретало символическое и даже религиозного содержания. Автор часто использовал форму триптиха для представления сцен сакрального характера, которые не предназначались для размещения в алтаре.

«Искусство для Казимира Сихульського было профессией, которая давала полную свободу, – рассказал главный хранитель фондов ЛНГМ Игорь Хомин. – Независимый от правительственных учреждений, рангов, мыслей, независимый от любого, художник по-настоящему был свободен духом, как и его мнение. Не ограничивали его осуждение и критика – он отвечал только перед своей совестью художника. Искусство для него было храмом, в котором художник старательно и со страстью исполнял обязанности жреца».

Организаторы показа в Музее Пинзеля отмечают, что знаменитый триптих «Гуцульская Богородица» (1914) – вершина профессионального мастерства Сихульського и что это – «поклон гуцульском фольклора, пропущенный через фильтр сецесійної стилистики». На открытии экспозиции речь шла о том, что 100 лет назад о «Гуцульскую Богоматерь» Казимира Сихульського писали как о «деве с лицом славянской принцессы».

В средней части триптиха – Богородица с ребенком на руках, одетые в гуцульский строй. В боковых частях изображены девушки-гуцулки с крестом и кувшином. Этот триптих имеет и другое название – «Поклонение пастухов».

Выставка триптиха Казимира Сихульського продлится в Музее Иоанна Георга Пинзеля на площади Мытной до 15 апреля. Об этом проинформировали в киевском журнале «День».